Ламантины



Даже знаменитый натуралист Алфред Брем написал; что название сирен «настолько же подходит к описываемым жителям моря, насколько название греческих древесных нимф Гамадриад пристало одной из самых странных, обезьян, которая может казаться красивой по-истине только на взгляд естествоиспытателей».

И все-таки не сказать о знатной родне сиреновых мы не можем. Был верховный финикийский бог Дагон — бородач с короной на голове и с рыбьим хвостом вместо ног. Были в Древней Греции морские девы сирены, которые красотой своей и пением завлекали и усыпляли путешественников, а потом съедали их.

В еще более древние времена предки морских коров покинули сушу и ушли в море. Но из двадцати родов сиреновых только три дожили до человека: один — стеллерову корову — он уже уничтожил. Остались в Тихом и Индийском океане дюгонь, а в Атлантическом — ламантины — американский, амазонский и африканский. Сегодня мы расскажем об американском ламантине, который лучше всего изучен и типичен для всех сиреновых — единственных ныне растительноядных морских млекопитающих.




Его латинское название «манатус» означает «рукастый» и напоминает об индейском «манати», имеющем корень «вымя» или «грудь». Пара молочных желез у кормящих самок сиреновых набухает и сильно выдается. Вот откуда пошли морские девы. Руками-ласта-ми ламантины не только «ходят» по дну, но и пропихивают себе в рот пищу и почесываются.

Этот зверь водится на прибрежных отмелях в море, в озерах и реках от Флориды до севера Бразилии. Еда занимает четверть его жизни. Почти хватательная верхняя губа ощупывает подводные растения и захватывает их частички в рот. В день ламантин съедает пищи, по весу равной пяти-десяти процентам собственного веса, который достигает иногда 900 килограммов при длине тела 4 метра.




Сытый ламантин тихо дрейфует по течению, выставив на поверхность бок или брюхо, или же вовсе оседает на дно, а на растущие на его теле водоросли приплывают косяки рыб. Он не поднимается дышать каждые три-пять минут, как обычно; в неподвижности может продержаться под водой минут двадцать. У трехметрового животного легкие имеют метровую длину.

Зимой ламантины собираются у теплых источников — естественных и промышленных. Летом же рассеиваются: некоторые мигрируют на много сотен километров. Этому можно удивиться, потому что обычно ламантины плавают со скоростью пешехода. Только при опасности — а опасны им человек и, может быть, тигровая акула — толкаются хвостом и уходят рывками. Это единственная защита ламантина: его коренные зубы расположены так далеко, что он не может никого укусить.

А в повседневной жизни ламантинов большая радость — общение. Играют, покусывая и поглаживая друг друга, обнимаются ластами, выставляют для дыхания нос к носу, плавают друг за другом или рядом. Переговариваются скрипами, визгами и свистами. Даже когда целый кортеж самцов ухаживает две недели за одной самкой, они не дерутся, а только игриво толкаются.

Самка рожает тридцатикилограммового малыша, плавает вместе с ним полтора или два года: показывает теплые источники, кормовые заросли и пути миграций.

И к человеку ламантин привязывается.^ Известно, что еще для Колумба поймали одну из таких «морских дев» и посадили в озеро: она прожила 26 лет и приплывала на зов людей. Но тогда же выяснилось, что мясо ламантина вкусно. Церковь объявила его рыбой, чтобы мясо можно было есть не только в обычные дни, но и в постные пятницы. Так началось истребление ламантинов. А в наши дни животные из редких и немногочисленных популяций часто гибнут при столкновении с судами.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • RSS

0 коммент.:

Отправить комментарий